Скоропортящиеся грузы требуют определенной температуры хранения при транспортировке, особенно на дальние расстояния. В этом случае не обойтись без автомобиля, в который встроена рефрижераторная установка. Холодильник на колесах - так многие называют этот специализированный транспорт. Но не все знают, как устроен и работает воздухоохладитель.
В статье расскажем об устройстве и принципе работы холодильных установок. А чтобы помочь вам определиться с выбором модели для авто, рассмотрим фреоновую ХОУ, реф с прямым приводом и автономную систему.
Устройство рефрижератора
Прежде чем узнать, как функционирует рефрижератор, необходимо детально изучить его устройство.
Автомобильный рефрижератор - это герметичный замкнутый контур, который состоит из следующих элементов:
-
компрессора - принимает хладагент из испарителя, сжимает и направляет в конденсатор;
-
конденсатора - выполняет функцию теплообменника, который передает тепло от хладагента наружу;
-
расширительного клапана - устройство, где падает давление фреона;
-
испарителя - здесь хладагент становится газом;
-
фильтра-осушителя - удаляет влагу из фреона;
-
соединительных трубопроводов - по ним циркулирует хладагент;
-
электроники и системы управления - позволяет легко контролировать работу установки.
Отдельно стоит упомянуть конструкцию привода ХОУ. Вал компрессора может вращаться от:
-
двигателя авто через ременную или цепную передачу, в этом случае агрегат работает только при включенном моторе автомобиля;
-
электродвигателя, который питается от внешнего источника электроэнергии (например, от генератора) или от аккумуляторных батарей;
-
двигателя авто и электродвигателя, что дает возможность поддерживать холод в грузовом отсеке даже при выключенном моторе.
Алгоритм функционирования рефрижераторной установки рассмотрим далее.
Принцип работы рефрижератора
Принцип работы автомобильного рефрижератора в целом одинаков для всех моделей ХОУ и включает несколько основных этапов:
-
сжатие хладагента;
-
охлаждение и конденсация;
-
расширение;
-
испарение;
-
возврат газа к компрессору.
Сжатие хладагента
Фреон подается в компрессор, где он сжимается. В процессе хладагент нагревается и трансформируется в газ высокого давления.
Охлаждение и конденсация
Горячий газ переходит в конденсатор, который обычно расположен снаружи кузова рефрижератора. Там фреон охлаждается, конденсируется и становится жидкостью.
Расширение
Жидкий хладагент проходит через терморегулирующий клапан, который контролирует количество фреона, поступающего в воздухоохладитель. Давление снижается, и хладагент резко остывает.
Испарение
Охлажденный фреон поступает в испаритель, который находится внутри фургона рефрижератора. Там хладагент забирает тепло от окружающей среды, вскипает, испаряется и снова переходит в состояние газа.
Возврат газа к компрессору
Газообразный хладагент возвращается к компрессору, и цикл возобновляется.
Благодаря циклической работе рефрижераторной установки тепло из будки постоянно отводится, и сохраняется необходимая температура.
Какие бывают рефрижераторы
Чтобы определиться, какую модель рефрижераторного оборудования выбрать, важно не только знать расход топлива рефрижератора. Предлагаем рассмотреть фреоновую ХОУ, реф с прямым приводом и автономный агрегат.
Фреоновая холодильная установка
Фреоновая ХОУ для автомобильного рефрижератора четко сохраняет заданный температурный режим в будке ТС. Основное рабочее вещество - фреон, который имеет хорошие термодинамические свойства и обеспечивает эффективный теплообмен.
Место монтажа фреонового охладителя зависит от типа авто и его конструктивных особенностей:
-
фронтальный монтаж - ХОУ размещается в передней части рефрижератора, обычно над кабиной водителя. Этот вариант распространен в грузовиках малой и средней грузоподъемности;
-
крышный монтаж - агрегат фиксируется на крыше грузового отсека, часто встречается в небольших фургонах.
-
адаптивный монтаж - рефрижератор монтируется как фронтально, так и на крышу.
Независимо от конструкции, разные модели работают одинаково.
Реф с прямым приводом
Автомобильный рефрижератор с прямым приводом устанавливается на легкие или средние коммерческие транспортные средства и получает энергию непосредственно от двигателя авто.
Такой рефрижератор обычно монтируется на крышу или в переднюю часть грузового отсека автомобиля. При установке на крышу он обычно встраивается в специальный вырез, а в случае фронтального монтажа - закрепляется над кабиной водителя или близко к фургону.
Рефрижераторная установка с прямым приводом используется для транспортировки охлажденных грузов на короткие и средние дистанции. Они не подходят для дальних расстояний, поскольку не работают при выключенном двигателе. А это грозит порчей груза.
Автономный реф
Автономный рефрижератор оснащен отдельным дизельным двигателем. Он делает работу холодильного агрегата независимой. Технику устанавливают:
-
сверху, когда двигатель монтируют в передней части будки, а моноблок - на фронтальную поверхность стенки;
-
снизу, когда основной рабочий блок устанавливают под фургоном, а испаритель - на его стенке.
Такие системы монтируются в многотонные фуры и полуприцепы, которые транспортируют продукцию на дальние расстояния. При этом сохранность и качество груза остается на высоте.
В статье рассказали о том, как устроена и функционирует рефрижераторная установка. Эта информация пригодится водителям автомобилей для перевозки скоропортящихся грузов, ведь в дороге случается всякое. А небольшой обзор фреоновой, прямоприводной и автономной моделей ХОУ позволит вам правильно подобрать охлаждающие системы, которые идеально подойдут для вашей специфики работы.общая площадь более 16000 кв.м.
более 100 станков различной направленности
и контроль качества на каждом из производственных этапов
для оптовых, корпоративных и постоянных клиентов
произведут качественный монтаж и техническое обслуживание